Главная » Статьи » Армия » Реформа

Кадры – главный вопрос «оборонки» — часть I
26 сентября 2012 года в Общественной палате РФ состоялись слушания на тему «Кадровый потенциал оборонно-промышленного комплекса как фактор военной безопасности и социальной стабильности: проблемы и пути решения». Еженедельник «ВПК» представляет своим читателям наиболее волнующие и злободневные темы, которые затронули в своих выступлениях участники дискуссии.
В центре всего стоит человек

Работа нашей комиссии, в сферу деятельности которой входят и проблемы оборонно-промышленного комплекса, тесно связана с группой экспертов в данной области. Возглавляет эту группу Вячеслав Алешин – компетентный, опытный человек в подобных вопросах, в прошлом работник Контрольного управления администрации президента. Ныне он работает в сфере оборонно-промышленного комплекса. Все материалы комиссии с участием экспертов его группы находят отражение в различных документах и решениях. Недавно мы получили из администрации президента и правительства хорошие отклики о нашей совместной работе. Мы взаимодействуем также с Военно-промышленной комиссией. Надеюсь, что и с представителями Государственной думы установим более тесные контакты, будем работать вместе. Это даст хороший результат.

Вопросы подбора, расстановки и выдвижения кадров в оборонно-промышленном комплексе весьма важны. Разумеется, в ОПК существенное значение имеют финансирование и инновационные подходы. Но в центре всего стоит человек. Без него мы ничего не сделаем. Ранее мы выезжали на оборонные предприятия нашей страны – от Дальнего Востока до Калининграда. Еще тогда мы обратили внимание, как стремительно стареют наши специалисты на этих заводах. Уже в те времена было очевидно, что пройдет всего несколько лет и мы вновь обратимся к этой проблеме. Необходимого числа новых специалистов на предприятиях ОПК по-прежнему нет. Поэтому то, что мы обсуждаем, очень актуально. Это одна из главных проблем в ОПК. Мы надеемся, что вместе выработаем предложения, которые дадут возможность и государству, и обществу продвинуться в этом вопросе вперед.
Александр Каньшин,
председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов

Впереди много работы

Работа, которую мы провели в рамках общественной экспертизы двух законопроектов о контрактной системе и гособоронзаказе, продолжается. 17 октября состоится второе чтение законопроекта о гособоронзаказе. Судьба его довольно непростая. В Общественной палате пройдет весьма сложная дискуссия по этим вопросам.

На ноябрь спланировано пленарное заседание Общественной палаты, на котором будет рассмотрен вопрос о национальной безопасности в гражданском обществе. Наша группа экспертов работала над разделом по проблематике оборонно-промышленного комплекса. Материалы переданы в рабочую группу по обобщению. Решением председателя палаты под руководством Валерия Ерышкина готовится сборник материалов о работе комиссии по проблемам оборонно-промышленного комплекса.

Председателем комиссии внесено изменение и дополнение в перечень мероприятий комиссии на четвертый квартал. В декабре запланирован «круглый стол» на тему «Проблемы научного и аналитического обеспечения выработки управленческих решений в системе национальной безопасности Российской Федерации». Есть предложение создать рабочую группу по подготовке декабрьского мероприятия и членам экспертного совета подключиться к этой работе.

Теперь о сегодняшнем заседании. В течение месяца трудилась рабочая группа (в составе которой были руководители кадровых органов наших ведущих интегрированных структур). Результатом этой деятельности явились проекты рекомендаций. К этому материалу необходимо отнестись с большим вниманием.

Вячеслав Алешин,
руководитель группы по ОПК Совета экспертов Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности

Профессиональное обучение на опережение

Я хочу вас ознакомить с тем, какая работа ведется по занятости населения. В целях оперативного сбора информации о складывающейся ситуации на рынке труда в России в целом и в регионах в частности Минтрудом и Рострудом проводится мониторинг высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией предприятий, сокращением численности или штата работников по всем субъектам Российской Федерации.

В рамках этого мониторинга выявляется следующее: причины увольнения работников отдельно по каждой организации, предполагаемые сроки, этапы увольнения, численность работников, предполагаемых к увольнению и уже уволенных, численность работников, которые находятся в простое, в отпуске без сохранения заработной платы, то есть в режиме неполной занятости, и численность трудящихся, работающих неполное время.

По состоянию на 1 сентября от органов исполнительной власти субъектов получена информация о произошедших и предстоящих увольнениях работников 20 организаций оборонно-промышленного комплекса, средняя списочная численность которых на начало увольнений составляла 49,7 тысячи.

С начала 2012 года общее число уволенных из организаций ОПК достигло 527 или 81 процент от численности работников, предполагаемых к увольнению. И по состоянию тоже на 1 сентября из этих уволенных 527 человек 189 были трудоустроены в прежней организации, 33 гражданам назначена трудовая пенсия по старости, в органы по службе занятости обратились 193 человека, из них 25 были трудоустроены, 60 признаны безработными и работа с ними в настоящее время по содействию их занятости проводится, шесть человек направлены на профессиональное обучение.

Однако еще существует такой показатель, как суммарная численность работников ОПК, находившихся в простое по вине администрации и в отпусках по инициативе руководства, работавших неполное время. Это – 4433 человека, включая находившихся в простое по вине администрации 15 человек, работников, трудящихся неполное время, – 4218, и предоставлены отпуска по соглашению сторон 200 человек.

Кратко о том, какие меры принимаются как раз к этой численности работников, которую работодатель заинтересован сохранить. Одной из таких мер закон о занятости предусматривает реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, приобретающих особую значимость в условиях модернизации или структуризации производства, а также в случаях угрозы массового увольнения работников.

Это такие мероприятия, как организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения, то есть в простое, в режиме неполного рабочего времени. Это организация общественных работ для поддержания доходов этих людей, временного трудоустройства. Данные мероприятия позволяют работникам при реорганизации или структуризации, или снижении объемов производства, или оказании услуг сохранить работу и заработок, в то же время повысить свой профессиональный уровень и овладеть новыми профессиями и специальностями.

Начиная с 2009 и по 2011 год правительством Российской Федерации выделялись субсидии из федерального бюджета органам исполнительной власти субъектов Федерации (и на условиях софинансирования, а была такая мера – 95 процентов из федерального бюджета и 5 процентов средств бюджета Российской Федерации субъекта).

Речь идет о 18 субъектах, на территориях которых осуществляли свою деятельность организации – исполнители государственного оборонного заказа. Перечислю всего лишь некоторые: Удмуртская, Чувашская Республики, Пермский край, Новосибирская, Ленинградская, Пензенская, Рязанская, Свердловская, Тамбовская, Ульяновская области.

В 2011 году опережающее профессиональное обучение прошли 4600 человек, находящихся в простое, в режиме неполного времени. Временное трудоустройство было организовано более чем для пяти тысяч работников.

Приведу примеры, чтобы было понятно, что делалось. В рамках региональной программы Чувашской Республики на 2011 год в ОАО «Чебоксарское производственное объединение имени Чапаева», на котором в связи с сокращением гособоронзаказа на 2011 год ввели режим четырехдневной рабочей недели, было организовано опережающее профессиональное обучение 180 работников. Там же прошли стажировку 34 выпускника образовательных учреждений. Эти мероприятия еще при организации стажировки выпускников позволяют работодателям присмотреться к работнику. И может быть, оставить его на работе.

Так, например, в рамках региональной программы Тамбовской области в федеральном казенном предприятии «Тамбовский пороховой завод» было организовано опережающее профессиональное обучение 50 работников, находившихся под угрозой увольнения, по таким специальностям, как электромонтер по ремонту, обслуживанию электрических грузоподъемных машин, оператор котельной, персонал, обслуживающий сосуды, работающие под давлением. Работодатель принял их на другие работы, которые они смогли исполнять, получив новые навыки.

Мероприятия, направленные на сохранение занятости работников организации исполнительного заказа, проводились и в 2012-м, и в 2009-м, и в 2011-м. А в этом году по решению правительства субсидии на организацию дополнительных мероприятий предоставляются только субъектам Федерации, которые относятся к территориям с напряженной ситуацией на рынках труда.

Таких территорий 15. Это республики Северного Кавказа, Адыгея, Бурятия, Калмыкия, Мари-Эл, Тыва, Алтайский и Забайкальский края, Курганская область. На 2013 год перечень субъектов вряд ли изменится. Им будут направляться на условиях софинансирования деньги как раз на содействие повышению занятости.

В случае ухудшения финансово-экономической ситуации на отдельных предприятиях, в том числе оборонно-промышленного комплекса, по экспертным оценкам Минтруда и Минпромторга, наибольшие проблемы занятости могут возникнуть не только в субъектах с напряженной ситуацией на рынке труда, но и в других, на которых расположены предприятия крупной системы, градообразующие предприятия.

Особые проблемы с занятостью могут появиться в отдельных моноструктурных образованиях, где в том числе тоже расположены предприятия ОПК.

Вот как раз в целях сохранения кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса, повышения конкурентной способности, профессиональной мобильности их работников мы полагаем целесообразным осуществлять опережающие профессиональное обучение работников как за счет работодателей, что предусмотрено законом, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Последние с 1 января 2012 года наделены полномочиями по разработке, реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения.

Также они наделены полномочиями по реализации мероприятий активной политики занятости, включая организацию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. И в этой связи мы полагаем целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти субъектов организовывать совместно с работодателями опережающее обучение работников оборонно-промышленного комплекса.

Елена Рассохач,
заместитель директора Департамента занятости населения Министерства труда

Поддержать востребованные специальности

Роль ОПК в нашей стране чрезвычайно велика. Мы не Германия, где оборонно-промышленный комплекс занимает незначительную часть высокотехнологичной промышленности, и, как правило, именно он потребляет те новации, которые появляются благодаря фундаментальной науке, прикладной науке гражданских отраслей.

У нас в стране традиционно роль оборонно-промышленного комплекса была иной. И сейчас эта роль все более и более возрастает. Я думаю, не секрет, что из тех незначительных объемов экспорта машинно-технической продукции за рубеж «оборонка» занимает более 50 процентов.

Компетенции инженерно-конструкторской школы, квалифицированных кадров в основном сохранены в ОПК. И поэтому для нас перспектива развития «оборонки» – это синоним перспектив развития всей российской экономики. Существуют и кадровая проблема, и проблема справедливого ценообразования. Мы можем бесконечно стараться повышать престиж инженерных профессий, естественнонаучных специальностей, но если молодой абитуриент и родители юноши видят отсутствие перспектив в его карьерной траектории, то мы вряд ли можем рассчитывать на лучших абитуриентов и как следствие на лучших специалистов.

То же самое, наверное, можно сказать и о необходимости развивать частное и государственное партнерство при существующем уровне рентабельности в оборонно-промышленном комплексе в данный момент. Привлекательным взаимодействие частного бизнеса и госструктур, думаю, назвать нельзя.

Проблема образования – важнейшая в этой триаде, которая должна быть все-таки синхронизована. Это научные исследования, образование и способность нашей промышленности, в том числе и финансовая, проводить техперевооружение, формировать новые НИР и НИОКР и обеспечивать достойную заработную плату сотрудникам.

Давайте представим, что начали готовить замечательных инженеров и конструкторов. Но если нет фундаментальной науки, отсутствуют серьезные заделы и наша «оборонка» находится на голодном пайке, то смею вас заверить, есть очень высокие риски, что эти ребята будут работать не в нашей стране и не на нашу «оборонку».

И мы видим, как в ведущих российских вузах, начиная с третьего-четвертого курса, молодых ребят искушают грантами, стипендиями, стажировками, и очень многие из них, к сожалению, уезжают работать за рубеж.

То же самое можно сказать и о нашей науке. Если она не будет получать серьезные деньги на формирование заделов, на перспективные исследования, на поисковые исследования, то здесь также будут возникать достаточно серьезные проблемы.

Остановлюсь на нескольких вопросах, которые тревожат меня и моих коллег. Считаю, что та ситуация, которая складывается с подготовкой кадров для ОПК, особенно специалистов среднего звена, в связи с передачей полномочий в регионы, очень тяжелая.

Там, где предприятия «оборонки» мощные и достаточно рентабельные, они могут содержать учебные центры. Там же, где этого нет, налицо острый кадровый дефицит. То есть число подготавливаемых кадров весьма незначительно. В этих условиях мы наблюдаем и такое явление. Молодые специалисты после окончания среднего специального учебного заведения призываются на службу в Вооруженные Силы. Они получили только теоретические знания, практическими навыками не обладают, социализацию в коллективе еще не прошли. У подобных кадров очень небольшие шансы потом вернуться и работать по специальности.

Поэтому одно из предложений – если после окончания вуза или профессионального учебного заведения выпускник идет работать по необходимой «оборонке» специальности, давать ему отсрочку от призыва в Вооруженные Силы до года.

Считаю также, что программа, предложенная Дмитрием Медведевым, о направлении наших бакалавров за рубеж, имеет право на жизнь. Но здесь возникают довольно существенные риски. Во-первых, мы понимаем, что бакалавры – это не инженеры и не специалисты, а в основном гуманитарные специальности. Во-вторых, нашей стране нужны компетенции, новые технологии, новые знания.

И в этих условиях было бы очень неплохим решением компенсировать предприятиям значительную часть их затрат, когда они своих молодых специалистов отправляют за рубеж уже за конкретными компетенциями, понимая, что эти люди затем вернутся работать снова на те предприятия, которые их отправили. И риск, что человек не возвратится или получит не совсем нужные знания, значительно снижается.

Кроме того, мы видим, что из года в год растут объемы продаж Рособоронэкспорта. Наверное, не только потому, что там талантливые руководители, а потому, что значительная часть иностранных военнослужащих обучалась в наших военных учебных заведениях, включая Военную академию Генерального штаба, где существовал специальный факультет.

Иностранные слушатели изучали нашу военную технику и вооружение, проникались нашей идеологией строительства Вооруженных Сил. Впоследствии, уже будучи руководителями крупного уровня, они становились нашими партнерами в сфере закупок отечественного вооружения и военной техники.

К сожалению, сейчас ситуация меняется. Считаю, что было бы очень полезно не только высшим военным учебным заведениям, но и гражданским вузам, чтобы государство субсидировало их затраты на подготовку зарубежных специалистов. Это наши потенциальные рынки сбыта. Это очень и очень важно.

Еще один вопрос. При подушевом финансировании высшего образования в районе 62–63 тысяч рублей на человека в год существует возможность поддержки важнейших приоритетных специальностей. В частности, есть перечень приоритетных специальностей, по которым подушевое финансирование в два раза больше – 120 тысяч рублей. Этот перечень считается приоритетным для модернизации экономики России.

Но в него, как ни странно, не вошли машиностроители, судостроители, авиастроители. Эту ошибку надо немедленно исправлять.

Не могу не сказать о зарплате профессорско-преподавательского состава. Подтянули зарплату учителям школ – это очень отрадно. Хотя замечу, что это зарплата, а не оклад. Они вынуждены работать на две ставки. Сейчас московский учитель получает 55–60 тысяч рублей. А какая зарплата у доцента, у профессора?

Мы можем купить не то оборудование – потом купим, которое нужно, исправим ошибку. Но утратив профессорско-преподавательские школы, восстановить их будет чрезвычайно сложно. Поэтому острейший вопрос – это справедливая заработная плата для профессорско-преподавательского состава. Проблема, которую необходимо срочно решать.

Несколько слов о нашем увлечении Болонским процессом. Сейчас мы вступили в так называемую третью стадию его реализации. Этот вопрос необходимо корректировать. В соответствии с новым этапом происходит сокращение преддипломной практики до четырех-пяти недель. Чему может научиться на предприятии за четыре-пять недель молодой человек – будущий инженер, будущий конструктор?

Все эти задачи чрезвычайно важны. Но не менее значима система, а она бесконечно реформируется. Мы сейчас видим очередные попытки преобразовывать ВАК – Высшую аттестационную комиссию. Вместо двухступенчатой системы ученых степеней и званий предполагается прийти к Болонской системе, когда у нас будет не кандидат и доктор наук, а просто доктор наук.

Последствия легко себе представить. Это обескровит вузы или девальвирует степень доктора наук. Здесь должен быть подход «не навреди». И поэтому сейчас, когда готовится и будет внесен на рассмотрение в ближайшее время закон об образовании, наша задача – принципиально выступить по этим важным вопросам.

Владимир Гутенев,
президент Лиги содействия оборонным предприятиям и первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по промышленности

Дополнительное профобразование в помощь ОПК

Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года должен быть обеспечен переход российской экономики от экспертно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

Также указом президента от 7 мая сего года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» сформулированы задачи создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест: 25 миллионов к 2020 году, увеличение производительности труда в полтора раза к 2018 году по отношению к 2011-му. Решение поставленных стратегических задач в сфере инновационного развития экономики невозможно без решения проблемы обеспечения высококвалифицированными кадрами отраслей промышленности.

Основы государственной политики в области развития ОПК – развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала – отнесены к приоритетным направлениям. Перед ОПК стоят важные государственные задачи по переоснащению армии и флота новыми поколениями техники. Правительством в целях обеспечения выполнения Госпрограммы вооружения утверждена Федеральная целевая программа развития ОПК, реализация которой позволит перейти на новый технологический уровень оборонной промышленности. До 2015 года коренную модернизацию проведут более 500 предприятий ОПК.

Как уже докладывалось на заседаниях Общественной палаты и Общественного совета при Минпромторге, для решения этих задач разработан и реализуется комплекс мероприятий по развитию кадрового потенциала ОПК.

В том числе утверждена и воплощается в жизнь стратегия создания системы многоуровневого непрерывного образования ОПК, в которой сформулированы основные цели, инструменты реализации задач по кадровой тематике. Действуют государственные планы подготовки научных работников и специалистов, формирующиеся на основе заявок предприятий ОПК. В рамках, утвержденных планами, осуществляется целевая подготовка специалистов в системе среднего, высшего, послевузовского образования.

Преимуществом государственного плана является то, что выпускникам гарантируется трудоустройство, кроме того, реализация госплана позволяет сохранить и профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений по оборонным специальностям. В настоящее время происходит накопление опыта и правоприменительной практики реализации госплана.

Накопление необходимой информации позволит выработать механизмы, которые повышают эффективность бюджетных расходов на эти цели. Тем не менее по результатам запросов предприятий предложения по совершенствованию плана есть.

Необходимо предусмотреть возможность целевой подготовки по очно-заочной, вечерней и заочной формам обучения. Это позволит совмещать учебу и работу. Данное предложение мы направили в Минобрнауки России для докладов в правительство.

В рамках ФЦП развития образования на 2011–2015 годы реализуются проекты по созданию образовательных кластеров на базе вузов. Всего их планируется 48, методологии проектов уже отработаны. Для объединения потенциала образовательных учреждений промышленности существуют и успешно функционируют базовые кафедры крупнейших вузов, которые используют научную и лабораторную базу предприятий.

При этом в последние годы интегрированные структуры ОПК при выполнении программ инновационного развития активизировали взаимодействие вузов с вузами в научной сфере. Высшие учебные заведения привлекаются к выполнению НИОКР в рамках гособоронзаказа и федеральных целевых программ как главные исполнители и соисполнители. Данный процесс является позитивным, так как привлечение к выполнению НИОКР студентов способствует подготовке квалифицированных специалистов.

Вопрос, которому Минпромторг уделяет особое внимание, – развитие дополнительного профессионального образования. В настоящее время активно развиваются внутрифирменные формы обучения. Они обеспечивают до 80 процентов потребностей ОПК в профессиональной переподготовке, повышении квалификации.

Главной особенностью такой схемы является возможность использовать в образовательном процессе современное оборудование организации, на базе которой создан центр дополнительного профессионального образования (ДПО). В целом, как показывает практика, ДПО обладает высокой эффективностью и при сравнительно небольших финансовых затратах позволяет решать широкий спектр актуальных задач в развитии кадрового потенциала.

В целях развития этого направления необходимо совершенствовать нормативное, финансовое и организационное обеспечение функционирования системы ДПО. Для этого в рамках новой Федеральной целевой программы развития ОПК принят ряд мер по кадровой тематике, которыми прорабатываются указанные вопросы. Одна из основных задач сегодня – это увеличение количества таких центров ДПО по наиболее критичным для ОПК направлениям по подготовке и их интеграция в составе корпорации.

Минпромторгом разработан проект концепции формирования в оборонно-промышленном комплексе системы дополнительного профессионального образования. В нем предусматриваются реализация организационных мероприятий и разработка проектов соответствующих нормативно-правовых актов. В Минпромторге подготавливаются изменения в ФЦП развития ОПК в части включения, начиная с 2013 года, мер государственной поддержки мероприятий по повышению квалификации и стажировки работников ОПК на основе софинансирования таких проектов.

Также прорабатывается вопрос создания кадрового центра, который будет осуществлять комплексные исследования в области развития кадрового потенциала. Данные формы являются перспективными и должны получить дальнейшее развитие.

Наряду с подготовкой инженерных кадров крайне важным для ОПК является также обеспечение квалифицированным среднетехническим персоналом и рабочими кадрами. В связи с передачей более полутора тысяч колледжей практически всех профессиональных технических училищ на региональный уровень объем подготовки специалистов по среднему профобразованию недостаточен, а задания на подготовку специалистов с начальным профобразованием отсутствуют.

Поэтому необходимы новые инструменты взаимодействия для обеспечения подготовки указанных специалистов для ОПК в субъектах Российской Федерации. Нужно восстанавливать этот сектор на новых организационных принципах. Уже сегодня крупнейшие промышленные предприятия вкладываются в создание современных профессиональных колледжей, используют инструменты частно-государственного партнерства. Такую практику надо развивать.

Елена Першина,
представитель Департамента развития ОПК Министерства промышленности и торговли


Продолжение следует.



Источник: http://vpk-news.ru/articles/12685
Категория: Реформа | Добавил: Zvezda_nn (09.10.2012)
Просмотров: 3445 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Министерство обороны Российской Федерации © 2009 - 2017. Администрация сайта 1zam@forum-mil.ru
Индекс цитирования